Логопед-дефектолог. Как понять, что нужно обратиться к специалисту
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок развивался вместе со сверстниками, получал хорошее образование. Однако этому могут помешать проблемы с речью.
Ребёнок «плохо говорит», «не хочет говорить», «непонятно говорит», «медленно говорит», «мычит», «заикается»… Что делать в таких случаях? Расспрашивать знакомых? Ждать, что пройдёт само или всё же обратиться за консультацией к специалисту?
Исправить речь могут помочь как логопед, так и дефектолог. Это педагоги, которые имеют схожие цели, образование, но разные пути и способы достижения результата. Чем они отличаются, и как понять, к кому из них лучше обратиться с проблемой речевого развития.
Логопед – специалист, который устраняет дефекты речи у здоровых детей или с незначительными отклонениями в развитии. Дефектолог – специальный коррекционный педагог, который владеет знаниями из области педагогики, невропатологии, психологии и может корректировать речевые и другие нарушения и у здоровых, и у детей с разной степенью отклонений в работе центральной нервной системы, задержками умственного развития, физическими особенностями.
К логопеду стоит обратиться, если ребёнок:
- не произносит или коверкает буквы;
- не может разобраться со слоговой структурой слов;
- заикается или заменяет слова мычанием;
- допускает ошибки в построении фраз;
- имеет нарушенный темп речи;
- обладает слабым словарным запасом.
Заниматься коррекцией речевого развития у здоровых детей можно с 3-лет, когда речь становится основным инструментом познания мира и формирует мышление малыша.
Задачи педагогов-дефектологов – оценить и максимально раскрыть возможности ребёнка с особенностями развития, помочь родителям точнее понимать своё чадо и его социализировать.
Коррекционные педагоги не только исправляют дефекты, но также борются с причинами патологий, учат ребёнка выражать свои мысли и способствуют развитию его способностей. Занятия с дефектологом возможны с 1 года и эффективны в дошкольном и школьном возрасте. В процессе работы исправляются проблемы, мешающие нормальному восприятие окружающего мира, а также компенсируются имеющиеся у ребёнка недостатки за счёт развития других способностей и навыков.
В компетенцию логопеда-дефектолога входит работа с детьми, имеющими проблемы с речью или с произношением звуков. Специалисты этого направления смогут помочь с проблемами:
- сильного заикания;
- замедленного развития речи;
- трудностями с чтением и письмом под диктовку (дислексия);
- невнятной и нечёткой речи (дизартрия);
- потери речи из-за повреждения головного мозга (афазия);
- недоразвития или отсутствия речи при нормальном слухе и адекватном восприятии окружающего мира (алалия).
Учитель-дефектолог корректирует имеющиеся недостатки (по возможности) и стимулирует речь даже при её полном отсутствии. Кроме этого он учит детей использовать интонацию, логично отвечать на вопросы и составлять правильные предложения. Большое внимание уделяется активизации и пополнению словарного запаса.
С детьми школьного возраста логопед-дефектолог работает не только над правильностью устной речи, но и письменной. После занятий специалист обязательно даёт домашнее задание. Усвоенный материал необходимо реконструировать в домашних условиях, потому что успех детей напрямую зависит от совместных действий логопедов и родителей.
Общая цель всех специальных педагогов состоит в том, чтобы мотивировать детей учиться. Задача логопедов – объяснить ребёнку важность обучения и сделать все возможное, чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает ребёнок в процессе обучения.
Закажите обратный звонок
Заполните эту короткую форму, наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время и проконсультирует.